2
Ноя

Нагайбаки: история, происхождение, традиции, культура

Нагайбаками называется одна из этнорелигиозных групп татарского народа, проживающая преимущественно на территориях Нагайбакского и Чебаркульского районов Челябинщины. Исповедуют православное христианство, говорят на одном из диалектов татарского языка, на законодательном уровне признаны коренным малочисленным народом. Согласно результатам переписи 2002 года нагайбаками назвали себя 9 600 человек, перепись 2010 года учла 8 148 представителей субэтноса.

Внешность

Обладают нетипичной и незаурядной внешностью, поскольку являются симбиозом нескольких этнических групп. Их отличает худощавость, стройность, несмотря на наличие тюркских черт, большинство отличается светлыми волосами и глазами, а также самобытным говором.

Происхождение

Термин «нагайбак» встречается уже в 19 столетии, под именем уфимских новокрещен ногайбаки известны еще с 18 века.

Некоторые исследователи полагают, что они относятся к потомкам ногайцев-христиан, отколовшихся в свое время от Ногайской орды и заселивших берега реки Ик. По этой версии название субэтнической группы происходит от термина «ногай бэк», означающего «ногайский князь».

Другие считают данный этнос потомками казанских, а если точнее – то арских татар, происходящих из города Арск, расположенного на берегах Казанки.

Арск упомянут и в третьей версии, являющейся попыткой объединения двух предыдущих. Согласно ей, примерно в 1533 году дочь ногайского мурзы стала женой казанского хана. Она отправилась в Казань не одна, а в сопровождении шестисот джигитов, которые поселились возле Арской заставы и со временем были полностью ассимилированы татарами. Впоследствии их и их потомков и стали называть арскими татарами.

После падения Казани в 1552 году арские татары приняли христианство и переселились на земли современного Башкортостана. В местах их расселения в то время кочевал башкир Нагайбак, по имени которого получил свое название сначала один из населенных пунктов переселенцев, а уже впоследствии – и сама этническая группа.

История

В 17-18 столетиях взаимоотношения между русскими и нагайбаками с одной стороны, и проживающим рядом с ними коренным населением – башкирами, складывались нелегко. Еще больше ситуация осложнялась из-за набегов кочевников из Кызыл-Кайсацкой орды, грабивших села и уводивших в рабство их обитателей. В целях защиты южных рубежей государства началось строительство Закамской оборонительной линии, состоявшей из целого ряда крепостей, среди которых была и Нагайбакская.

Нагайбаки несли воинскую повинность, но включались в сословие крестьян и выплачивали дань. В 30-ые годы 18 века произошло восстание башкир, во время него нагайбаки встали на сторону властей. За это они были освобождены от уплаты дани и включены в казачье сословие, а также наделены землей. Кроме того, в 1736 году императрица Анна Иоанновна создала Нагайбакское казачье войско, целью которого стала охрана южноуральского пограничья, у берегов реки Ик была заложена одноименная крепость. На службу собирались новокрещеные из территорий современных Татарстана и Башкортостана. В конце 18 века они проживали в Нагайбакской крепости, в селении Бакалы и еще в двенадцати селениях.

Нагайбаки приняли активное участие в Отечественной войне 1812 года и отличились во многих сражениях последовавшего за ней заграничного похода. В той компании им довелось сражаться у города Кассель, в битве при Лейпциге, они штурмовали Фершампенуаз-на-Марне и закончили войну в столице Франции – Париже.

В 1842 году последовало новое переселение, связанное с разделением враждовавших между собой башкирского и казахского народов, и одновременно должное обеспечить безопасность торгового пути в азиатские страны. С этой целью в середине 1830-ых годах была построена линия из крепостей и укрепленных поселений, протянувшаяся от Троицка до Орска.

Именно сюда, на территорию современного Нагайбакского района, и переселили героев нашего повествования, здесь им дали землю, лес для строительства изб, здесь ими были основаны станицы, получившие названия в честь памятных мест победных сражений, в которых им довелось поучаствовать. Теперь эти станицы имеют еще и местные названия.

В конце 19 и начале 20 веков казаки-нагайбаки приняли участие в войне с Японией и Первой мировой войне, а также в походах в Туркестан. В разгоревшейся затем гражданской войне они выступили на стороне «белых».

Многие нагайбаки стали жертвами репрессий в период расказачивания, а затем – и во времена раскулачивания, именно тогда ими уничтожались документы, вещи и одежда, хоть как то напоминающие о прошлом. В итоге сведений о жизни в нагайбакских селениях дореволюционных времен сохранилось очень мало. После ликвидации казачества в 1920 году нагайбаки снова стали крестьянами, спустя семь лет власти организовали Нагайбакский район. Лишь в конце 20 столетия начало постепенно возрождаться национальное самосознание, в самом конце 1990-ых нагайбаки были законодательно признаны отдельной этнической группой.

Динамика численности

К концу 18 столетия нагайбаков насчитывалось примерно 12 000 человек. Определить их точное число на протяжении всего советского периода очень трудно, тогда они учитывались в составе татарского народа. И. Р. Атнагулов привел такие сведения, касающиеся общего числа рассматриваемой этнической группы в разные годы: 1866 г. – 4287; 1897 г. – 7812; 1926 г. – 7722; 1959 г. – 8 700; 1979 г. – 9 700; 1989 г. – 12 000; 2002 г. – 9 600; 2010 г. – 8148.

Отметим, что при переписи 1926 года они были учтены в качестве отдельной народности, во все последующие переписи — как татары, при проведении переписи 2002 года — как отдельный этнос.

Традиционная одежда

Поскольку исторически нагайбаки – оренбургские казаки, то и традиционной мужской одеждой у них была форма оренбургских казаков. О каких-либо других типах одежды, распространенных ранее, данных почти не осталось.

Нижней одеждой являлась белая рубаха, домотканые брюки и косоваротка, материалом для их изготовления служила пестрядь – одна из разновидностей грубой ткани. Низ у рубах украшали оборкой, ворот – как правило, стойка, рукава были прямыми. Рукава и ворот нередко отделывали рюшами.

Особой оригинальностью отличалось оформление женских рубашек, не имевшее аналогов ни в одной другой группе татар волжско-уральского региона. В область груди и на талию наносили аппликации в виде круговых композиций, куски ткани для них отличались яркостью и контрастностью.

Верхняя одежда была или суконной, или шилась из дубленой кожи. Ее подпоясывали кушаками различных цветов, длина которых доходила до трех метров. Завязывали их традиционным способом – обматывая вокруг пояса, а концы прятали, либо, наоборот выпускали, если на них были кисти. Традиционная обувь – прямоплетенные лапти, известные как «татарские».

В летнее время главным мужским головным убором неизменно была фуражка, в холодную пору года в этой роли выступали каракулевые папахи. Основным женским головным убором был колпак из хлопчатобумажной либо шерстяной ткани, который носили вместе с головной повязкой. В начале прошлого столетия большинство нагайбаков стало одеваться в городскую одежду казачьего образца.

Кухня

Нагайбаки часто и охотно перенимали рецепты народов, живущих с ними по соседству, но, вместе с тем, сумели сохранить и традиции собственной кухни. Каждый день в любом нагайбакском доме готовили кашу из круп и суп-лапшу, на столе всегда было много мучных изделий. Любимым мясом всегда считалась баранина, часто применялась говядина и мясо птицы, не употреблялись в пищу свинина и конина. Кроме того, готовили студень, распространена была кровяная колбаса. Пили в основном кисломолочные напитки – катык и айран, а также чай, компот и настойку из свеклы. Молоко употреблялось преимущественно в переработанном виде.

Песенные традиции

Песенный фольклор нагайбаков очень богат, в нем повествуется об истории народа, сохранились и некоторые древние легенды. В каждом селении поют по-своему, песни везде разные, но широко распространены и песни, характерные для других групп татар, а также песни-сказания. Помимо этого всегда активно воспринимались русские песни, а особенное место в нагайбакском музыкальном фольклоре занимали песни-проводы, передающие ностальгию казака по родным местам, и ожидание встречи с родными.

Современная культура

В последнее время нагайбакские населенные пункты становятся все более интересны туристам не только из России, но и из-за рубежа. Например, еще летом 2005 года в селе Париж открыли телефонную вышку, представляющую собой копию Эйфелевой башни в уменьшенном масштабе, которая теперь стала самой узнаваемой визиткой всего района. Кроме того, добились известности фольклорные ансамбли, знакомящие с национальной культурой и фольклором нагайбаков и россиян, и жителей зарубежных стран.

Герб Нагайбакского района

Если понимать под национальными атрибутами герб и флаг, то своей национальной символики у нагайбаков нет, но есть общерайонный герб.

Его композиция представляет собой меч, обвитый колосьями, что означает преемственность между поколениями, и одновременно – славу местных жителей, добытую ими и их предками на полях сражений и в повседневном труде в мирное время. Колосья, как символ плодородия указывают на сельскохозяйственную ориентацию района, золотой цвет выступает как символ процветания. Меч олицетворяет мужество и решимость, серебро – древний символ мудрости и чистоты. Композиция представлена в виде буквы «Н», служащей отсылкой к названию района. Лазоревое поле символизирует собой географическое положение местности и ее природные памятники.

Музеи

Нагайбакский район по праву считается одним из наиболее богатых в музейном плане во всей Челябинской области.

Дом камня

В Доме камня геологом А. Маторой собраны и представлены уникальнейшие коллекции камней и минералов со всего Урала.

Музей истории в с. Париж

Музей открылся 28 октября 1989 года в самом центре населенного пункта, в старом казачьем доме. Здесь имеется несколько залов с экспозициями и собственная маленькая картинная галерея.

Первая экспозиция восстанавливает перед посетителями интерьер казачьего жилища, вторая расскажет об истории нагайбаков, в третьей представлены лучшие, наиболее уважаемые в селе люди, чья жизнь тесно связана с тяжелым сельскохозяйственным трудом. Еще одна экспозиция предоставляет подробную информацию о местных жителях – участниках различных войн и военных конфликтов. Для самых юных посетителей открыт «Уголок краеведа», есть в музее и зал, посвященный жизни села в наши дни.

Картинная галерея в с. Фершампенуаз

Галерея была открыта в доме, построенном еще в начале 20 века и являющемся местным архитектурным памятником, в мае 1991 года, ее организовал краевед А.М. Маметьев. Фонд был сформирован благодаря подаркам местных жителей, есть в галерее и ценные экспонаты, подаренные районной администрацией.

Дом ремесел в с. Фершампенуаз

Был создан в 2000 году, здесь работает несколько мастерских: бисероплетения, лоскутного шитья, лозоплетения, ткачества, резьбы по дереву и др.

Музей в поселке Остроленский

Открылся в 1995 году и состоит из шести залов, в одном из которых можно узнать об археологии Южного Урала, увидев разнообразные экспонаты археологической направленности, в других – ознакомится с бытом людей, живших здесь в более поздние времена. Так, в зале под названием «Казачья комната» хранятся семейные фотографии казаков и их оружие, еще одна экспозиция расскажет о повседневной станичной жизни. В музее существуют также отдельные залы, посвященные Великой Отечественной войне и современной жизни поселка.

Кассельский музей национальных культур

Открылся в 2006 году в здании старого казачьего дома. Здесь посетитель сможет прикоснуться к истории и современности населенного пункта, к казачьей бытовой культуре, а также посмотреть на работы местных мастериц. В музее часто проводят выставки, экскурсии и встречи, кроме того, он сотрудничает с музеем города Кассель в ФРГ.

Отражение этноса в литературе и кинематографе

Пожалуй, самым первым крупным исследованием, посвященным нагайбакам, стала книга историка из Магнитогорска И. Атнагулова. Тема книги – этнографическое исследование нагайбакской материальной культуры на рубеже 19-20 веков.

Светлана Вдовина, автор книги «Соты памяти народной», при ее написании решила – никакие документы не смогут рассказать о народе лучше, чем его представители. С этой целью она начала опрашивать стариков и записывать все услышанные рассказы и воспоминания. На это ушло немало времени, но усилия не пропали даром – в книге есть сказки и легенды, обряды и традиции, сведения об одежде и кухне нагайбаков.

Ольга Терякова в своем произведении «Сарашлы – Золотая долина» рассказывает о нагайбакских легендах, в которых упоминаются древние сокровища.

Помимо этого, о нагайбаках снимались документальные фильмы, например: «Здравствуйте, нагайбаки!», «Казаки из Парижа», «Путь нагайбаков: долг, боль и свет».