24
Окт

Кто такие кряшены? Происхождение, численность, история

Кряшенами называют этноконфессиональную группу, входящую в состав татарского народа и исповедующую православное христианство. Большая часть представителей субэтноса живет на территории Татарстана, кроме того, их небольшие по численности группы расселены в Удмуртской Республике, Башкортостане, Кировской и Челябинской областях. Согласно сведениям проходившей в 1926 г. Всесоюзной переписи населения кряшенов насчитывалось чуть более 100 тысяч.

На сегодняшний день не существует одного общепринятого мнения об их статусе, официально кряшенов включают в состав татар, но значительная часть их самих выделяет свой этнос как самостоятельный. Переписи населения определяют кряшен как субэтнос татарского народа, не относя его к отдельным народам.

Интересно и утверждение самих представителей кряшен о том, что мусульманами они никогда не являлись, поскольку сама этническая группа возникла еще до прихода ислама, как и христианства, на земли современного Татарстана, следовательно, они перешли в христианство, будучи язычниками, а не мусульманами.

Теории происхождения

Традиционная версия

Официальная версия утверждает, что кряшены формировались как отдельная этноконфессиональная группа на протяжении достаточно долгого времени, процесс происходил с участием как тюркских, так и фино-угорских компонентов. Уже в Волжской Булгарии и Золотой Орде были известны феодалы-тюрки, являвшиеся христианами. В более поздние времена знатные татары также принимали христианство, однако, отдельной «кряшенской» этнической группы еще не существовало. Сторонники традиционной версии полагают, что решающим фактором в формировании этноса стала христианизация части поволжских татар в 16-17 столетиях (они были названы «старокрещёнными»), и христианизация поволжских народов, проходившая на протяжении начала и середины 18 столетия (они назывались «новокрещёнными»).

На стороне такой вариации – данные археологических раскопок и культурных исследований, проведенных в местностях, компактно заселенных кряшенами: к примеру, у молькеевских кряшен еще жива память о мусульманском происхождении предков. Во многих деревнях, где проживают представители этой кряшенской подгруппы, сохранились мусульманские кладбища, где по местным легендам похоронены основатели данных деревень. Такие могилы ранее были культовыми местами для кряшен, пользуясь авторитетом и популярностью, как у христиан, так и у мусульман. Они совместно посещали эти захоронения, обращаясь за помощью к мусульманским муллам при совершении молитв и жертвоприношений. Кроме того, неподалеку от села Ташкирмень, заселенного кряшенами и расположенного в Лаишевском районе, был обнаружен крупный могильник исламского происхождения, по мнению ученых, он относится к булгарскому либо золотоордынскому периоду.

Альтернативные версии

В конце прошлого века появилась, и начала распространятся версия о происхождении кряшен, тесно связанная с активизацией местной интеллигенции, желавшей дистанцироваться от традиционной версии, предполагавшей крещение их предков насильственным путем, и делавшая упор на добровольном обращении в христианство, а также на научном обосновании предложенной ими вариации.

Еще один вариант был обнародован историком из Казани М. Глуховым, предположившим, что сам термин «кряшены» происходит от названия племени керчин, известного под названием кераиты. Кераиты стали христианами-несторианами еще в Х веке, к концу XII века их покорил Чингисхан, но племя сохранило собственную идентичность. Кераиты являлись активными участниками завоевательных походов, что привело к их присутствию на территории восточноевропейского и среднеазиатского регионов. В период образования независимых Казанского и Крымского ханств они в немалом количестве оказались в Поволжье и Крыму. Потомки кераитов и по сей день живут на востоке Республики Татарстан и сохраняют свое самоназвание в несколько искаженном виде.

Численность и размещение

Исторический обзор

К концу XIX столетия самой большой по численности кряшенской подгруппой являлась предкамская, занимавшая Мамадышкский, Лаишевский и Казанский уезды Казанской губернии и юг Малмыжского уезда Вятской губернии. Число представителей предкамской подгруппы достигало 35 тысяч. Следом за ней шла восточнозакамская подгруппа, проживавшая в Мензелинском уезде Уфимской губернии, ее численность достигала примерно 20 тысяч.

Отметим, что до середины 20-х годов прошлого века на территории, которую занимает теперь Республика Татарстан, насчитывалась почти сотня кряшенских школ, имелись у них и свои храмы.

Современное состояние

Согласно результатам Всероссийской переписи населения, проведенной в 2002 году, кряшен в стране проживало 24668 человек, большая часть их (почти 19 тысяч) находилась на территории Татарстана. Кроме того, достаточно значительные в плане количества группы отмечены в Башкортостане (около 4500 человек) и Удмуртии (650 человек). В Башкортостане они расселены преимущественно на территории Бакалинского района, согласно неофициальным сведениям кряшен в республике насчитывается больше 10 тысяч.

Всего в настоящий момент неофициально в России насчитывается до 320 000 кряшен, из которых примерно 200 000 проживает в Татарстане.

Язык и алфавит

Во время обособления кряшен в отдельный субэтнос образовались и свои собственные говоры, среди которых можно выделить четыре основных:

— нижнеприкамский, сформированный на основе среднего диалекта татарского языка;

— заказанский (формировался на той же основе);

— чистопольский (его истоки – тот же диалект);

— молькеевский, сформированный на основе западного диалекта татарского языка.

Главными отличиями крешенских говоров является очень малое количество заимствований из арабского языка и фарси, одновременно они сохранили немало архаизмов из старотатарского языка.

Во времена Российской империи кряшенами использовался алфавит Н. И. Ильминского, отличавшийся от татарского алфавита современности. Он начал разрабатываться еще с начала 60-ых годов девятнадцатого столетия, и полностью был сформирован спустя более чем десятилетие. Если сравнить его с русским, то нужно упомянуть о четырех дополнительных буквах, которые призваны были передать специфические звуки татарского языка. Он никогда не утверждался на официальном уровне, поскольку власти считали, что книгопечатание на кряшенском диалекте ведется при помощи русского алфавита.

Алфавит, разработанный Ильминским, перестали использовать в самом начале 30-ых годов 20 столетия, но он вновь вернулся в 1990-ых, именно тогда на нем стали издавать книги для богослужений и печатную продукцию общественных организаций. Однако в светской жизни по-прежнему используется татарский алфавит.

Периодические печатные издания, литература

В разные периоды на кряшенских диалектах выходили следующие газеты и журналы:

  • «Сугыш хабарляре» (с 1915 г. по 1917 г.);
  • «Дус» (издавалась в 1916-1918 г.г.);
  • «Кряшен газеты» (выходила с начала 1917 г. по лето 1918 г.);
  • «Алга таба» (издавалась в 1919 г.);
  • «Кызыл алям» (выходила с осени 1919 г. до начала 1921 г.);
  • «Киняш» (осень 1922 г. — декабрь 1929 г.);
  • «Керэшен сузе» (издавалась с февраля 1993 по 2002 г.);
  • «Туганайлар» (выходит c 2002 г.);
  • «Кряшенские известия» (выходит с 2009 г.);
  • «Иген игуче» (журнал издавался летом 1918 г.);
  • «Белемнек» (журнал выходил с осени 1921 г. по январь 1922 г.).

Литература

Самым популярным среди всех кряшенских поэтов 19 столетия называют Якова Емельянова, им самостоятельно были подготовлены к изданию два стихотворных сборника, их издали в 1879 г. Кроме него можно перечислить таких значимых кряшенских литературных деятелей как Д. Григорьева-Саврушевского, Д. Аппакова, Н. Филиппова, А. Григорьева, В. Чернова, Г. Беляева.

Вопросы самоидентификации

Взгляды на кряшен отличаются, однако преобладающей является традиционная точка зрения, рассматривающая их как субэтнос татар, хотя многие представители кряшенской интеллигенции полагают что кряшены – отдельный этнос. Сторонники их выделения в самостоятельную этническую общность полагают, что с течением достаточно долгого времени татарский быт (среди тех, кто исповедовал ислам) значительно изменился под влиянием религии, а кряшены кроме лингвистических и бытовых особенностей сохранили еще и древние этнические качества.

Подобная теория изложена историком и богословом А. Журавским. Он выдвинул свой вариант развития исторических событий, согласно которому кряшены – это потомки тюркских племен, принявших христианство не позже 12 века и вплоть до падения Казанского ханства пребывающих в наполовину христианском, наполовину языческом состоянии. Отметим, что сам исследователь не считает эти вопросы научно актуальными на сегодняшний день, относя их изучение лишь к краеведческой области.

Вопросы самоидентификации кряшенского субэтноса активировались в начале 2000-ых, в преддверии проведения переписи населения и подготовительным работам, проходившим перед ней. Осенью 2001 г. была принята декларация о самоопределении, через год ее одобрила Межрегиональная конференция кряшен Российской Федерации. Таким образом, сам вопрос оказался за пределами историко-культурных рамок, превратившись в политический.

Последняя на сегодняшний день перепись населения, прошедшая в 2010 году показала рост численности представителей кряшенской народности: если в 2002 в России их было менее 25 000, то на 2010 общее число по стране достигло почти 35 000 человек, из которых почти 30 000 проживало в Республике Татарстан.

Культура

Этнографы разделяют крешенский этнос на следующие подгруппы:

— казанско-татарскую;

— елабужскую;

— молькеевскую;

— чистопольскую;

— нагайбаки.

Все перечисленные группы обладают своей историей формирования и своими отличительными признаками.

Их названия носят достаточно условный характер: так, самая крупная по численности – казанско-татарская подгруппа, была распространена на территориях Казанской, а также Самарской, Уфимской и Вятской губерний, молькеевская – в двух уездах Казанской губернии, чистопольская концентрировалась преимущественно в Чистопольском и Спасском уездах той же губернии, елабужская преобладала в одноименном уезде Вятской губернии, а нагайбаки – в Верхне-Уральском и Троицком уездах. Все они в течении нескольких веков проживали религиозно изолированными анклавами, в окружении татар, исповедующих ислам. Со временем кряшены вошли в тесное взаимодействие с русской культурой, не теряя при этом давно установившихся связей с жившими по соседству финно-угорскими народами. Во многом именно по этой причине их одежда и приобрела свои отличительные признаки.

Основополагающие элементы кряшенской культуры стремительно приближаются к культуре казанских татар, многочисленные из ранее широко распространенных бытовых особенностей начали исчезать, либо исчезли совсем. Например, традиционная одежда если и находит применение в наши дни, то сугубо как семейная реликвия. Бытовые традиции испытывают все более мощное влияние культуры, идущей из городской среды. Отметим, что существует у кряшен и Этнографическое общество, в свое время его возглавлял писатель и историк М. Глухов-Ногайбек.

Чтобы наглядно увидеть отличия и убедится, что кряшены и татары современности, безусловно, являются очень близкими, но все же различными народностями, не надо проводить специальных исследований, нужно просто посетить одну татарскую и одну кряшенскую деревню в Татарстане и внимательно присмотреться к жизни в той и в другой.

Известные представители

К известным представителям кряшен относят композитора В.В. Агапова, поэта и драматурга Н. Асанбаева, оперного певца В. Васильева, героя Советского Союза П.М. Гаврилова, Народных артистов Татарстана Г. Ибушева и Г. Казанцеву, генерал-лейтенанта Д.М. Карбышева, педагога и просветителя В.Т. Тимофеева. Кстати, предком историка и литератора Н.М. Карамзина был крещеный татарин Кара-мурза.

Бытовые особенности

Основным занятием кряшен было земледелие, в котором явно преобладала зерновая специализация, однако, возделывались еще и технические культуры. Вплоть до начала прошлого столетия главным орудием труда, используемым при вспашке, оставалась соха. Садоводство и огородничество не получили достаточного развития, животноводство также играло вспомогательную и сугубо второстепенную роль, однако, повсеместно было распространено птицеводство. Никогда не имели важного и ключевого значения рыбалка, охота и занятие пчеловодством.

Среди промыслов были особенно развиты обработка кож и древесины, плетение лаптей, ткацкий промысел и т.д.

В сельской местности преобладающей являлась планировка линейного типа. Усадьба представляла собой жилое строение – избу из бревен, как правило, двухкамерную, и находящиеся поблизости от нее хозяйственные постройки. Кровли жилых строений накрывали соломой либо тесом, кровли хозпостроек в большинстве случаев — камышом или лубом. Дом делился белую и черную половины, также существовало деление на мужскую и женскую половины. Для убранства жилища использовали салфетки и домотканые полотенца, в качестве мебели применялись большей частью лавки и полати, хотя ближе к завершению 19 столетия появились первые буфеты, столы и даже зеркала.

Одежду крестьяне шили из домотканых тканей, главным образом из холста и пестряди, затем распространение получили ткани, выпускаемые на фабриках, однако до 30-ых годов 20 века их использовали лишь при шитье праздничных облачений.

Кряшенская одежда отличалась от мусульманской наличием пояса, достаточно рано вышедшего из употребления, но кое-где еще сохранившегося. Были очень распространены туникообразные холщовые белые рубахи, отличавшиеся одинаковым покроем для мужского и женского полов. Представительницы женского пола предпочитали рубашки с отрезной талией, замужние надевали под них нагрудники, которые украшались вышивкой и аппликациями из цветных кусочков ситцевой ткани. Мужская одежда также отличалась наличием вышивки. И среди мужчин, и среди женщин большую популярность имели передники. В основном преобладали брюки с общим покроем независимо от пола. Самым широко используемым из предметов верхней одежды был камзол, женские камзолы отличала приталенность. Камзол, одеваемый в праздники, украшали оригинальными аппликациями. В течении летних месяцев большинство женщин молодого возраста носили зилян, праздничные, и особенно свадебные зиляны, отличались красочными украшениями. В более ранние периоды известны были и халатоподобные облачения. Повсеместной мужской верхней одеждой являлся казакин с невысоким воротником и длинными рукавами. Основной одеждой с весны до осенних холодов был суконный чекмень, мужской – с прямой спинкой, женский – приталенный. Зимой носили в основном бешметы, тулупы, шубы и полушубки. Обувь – в основном татарские лапти (чабата), сапоги и валенки.

Мужские головные уборы не отличались от общетатарских: зимой – овчинные шапки, летом – шляпы из войлока, на смену которым затем пришли городские фуражки. Девушки не покрывали волос, женщины разных возрастов носили на голове либо повязки, либо покрывала. Большим разнообразием отличались женские украшения, представленные разного рода ювелирными поделками, монетами из серебра, небольшими кораллами, серьгами и браслетами, украшениями для шеи.

Основу рациона составляли крупы и изделия из муки. Если говорить о мясе, то отдавалось предпочтение баранине, телятине и говядине, нигде не употреблялась в пищу свинина, конину ели также не всюду. Кроме того, распространено было мясо птиц, широко использовались грибы. Из молочных продуктов преобладали сметана, катык (разновидность кислого молока), сыр, творог, молоко и масло. В качестве главных напитков выступали чай, айран (смешанный с водой катык), а также пиво, квас, напитки на меду и местный самогон, называемый «кумышка».